Развлечения Песня для настоящих мужчин

Песня для настоящих мужчин

Всегда задавалась вопросом: для чего исполнители, сами пишущие песни, поют чужие произведения? Это объяснимо, если исполнитель – начинающий. Но если это вполне себе знаменитый, самостийный музыкант, такой как, например, Владимир Шахрин – и вдруг исполняет песни Юрия Богатенкова, известного лишь кругу почитателей челябинского рока. Зачем? В этом мы и пытаемся разобраться, беседуя с обоими музыкантами.

Во-первых, сразу стоит оговориться: композиция «Настоящие мужчины» – это не первый опыт работы Владимира Шахрина с песнями Юрия Богатенкова. В 2000 году группа «Чайф» записала и исполняла на концертах тура песню Юрия «Белая лошадь». Композиция удачно вписалась в стилистику «чайфов», и многие фанаты до сих пор считают, что ее автором является Шахрин. Хотя сам Владимир этого никогда не утверждал. Прошло девять лет, прежде чем он решился повторить удачный эксперимент и записал еще одну песню Богатенкова «Делай больше денег». На тот момент этой песне исполнилось аж 22 года, хотя актуальности она не утратила. И вот третья попытка…

1 из 4

То, что на первый взгляд выглядит как попытка раскрутки или продюсерский ход, на самом деле таковым не является. Шахрин никогда не занимался продюсированием, никогда никого не раскручивал. Как он сам признался, за долгую карьеру музыканта он научился делать шоу, но так и не научился делать бизнес. При этом он давний и хороший друг Юрия Богатенкова. И корни их теперешнего сотрудничества уходят аж в 1988 год, когда и «Чайф», и «Резиновый дедушка» – обе тогда еще малоизвестные группы – играли в челябинском клубе «Монолит». Там и произошло знакомство, которое укрепилось на фестивале «Аврора», состоявшемся два года спустя. И хоть с тех пор дороги «Чайфа» и «Резинового дедушки» сильно разошлись, дружба осталась. И время от времени она укрепляется таким вот сотрудничеством.

Сейчас Юрий готовит к выпуску новый альбом, в который войдут 13 ранее не издававшихся песен, в числе которых и «Настоящие мужчины». Именно на нее упал взгляд Владимир Шахрина, когда Юрий прислал ему демозаписи композиций и предложил выступить музыкальным продюсером одной из них. Продюсером Шахрин быть отказался, но в ответ предложил совместно записать одну из присланных песен. И ради этого он даже приехал в Челябинск.

«Мне понравилась эта песня, потому что она в какой-то степени о нас, обо мне, – признался Владимир Шахрин. – И очень хотелось поймать нужное настроение, чтобы все мужики, которые бы слушали потом эту композицию, сказали бы: «О, это про меня!», а женщины сказали бы: «Я знаю парня, про которого эта песня!»

Уловить именно такое мужское настроение и было главной задачей, с которой музыканты, как они считают сами, справились. «Нам важно, чтобы песня получилась не просто хорошо, а чтобы она получилась живой и понятной, – поделился мыслями Юрий Богатенков. – Схожесть «Резинового дедушки» с «Чайфом» как раз в этом и заключается, что наши песни просты, имеют незамысловатые, но очень правильные тексты. В них нет глумления, похабщины и заигрывания с аудиторией». Песня «Настоящие мужчины» полностью соответствует этому кредо. Ну а кроме того, она – попытка вызвать слушателей на небольшой самоанализ, чтобы понять, что в жизни настоящее, а что – нет.

«Настоящим мужчину делает, на мой взгляд, чувство собственного достоинства и ответственность, – резюмировал Владимир Шахрин. – Первое помогает сохранять человеческое лицо в любой, даже самое провокационной и нелицеприятной ситуации. И это очень важно – уметь остаться человеком. Второе – это показатель некоторой духовной и социальной взрослости». Под этим Владимир подразумевал то качество мужчины, которое позволяет ему принимать на себя ответственность не только за то, что он делает, но и за своих близких, за окружающий мир. «Вот я, например, известный музыкант. И есть деньги и желание пуститься во все тяжкие и оторваться, как в молодости, – продолжает Владимир Владимирович. – Но я не делаю этого, потому что чувствую ответственность перед моей семьей – перед мамой, женой, детьми и внуками. Я старший мужчина в доме, глава семьи, и это проявляется прежде всего не в позиции «делаю что хочу», а в позиции «я в ответе за все, что здесь происходит». Вот критерии настоящих мужчин».

При этом в данные критерии не входят никакие материальные блага – ни машина, ни квартира, ни часы и не айфон. Владимир Шахрин считает, что материальный достаток доказывает лишь то, что у человека есть деньги, но при этом он может и не быть настоящим человеком. Однако в безделушках мужчинам екатеринбургский рокер все же не отказывает и с гордостью демонстрирует свое кольцо. Оно, как и все дороге сердцу, имеет свою историю.

«Когда-то, еще в 1980-е, я пришел в какую-то мастерскую на вокзале и попросил отрезать мне кусок от серебряной толстой проволоки, – хитро улыбается Владимир. – Мне от нее отрезали шайбу, обточили – и получилось кольцо, которое я с тех пор ношу не снимая. Это мой единственный талисман и единственная моя драгоценность, потому что умение довольствоваться малым, чувство меры – тоже качество настоящих мужчин».

К слову, в список «настоящности» он внес и профессионализм. Так, для записи песни Шахрин привозил в Челябинск аж три гитары, потому что ему показалось, что это придаст живости звучанию. На это его надоумила история про одного австрийского дирижера, который, прослушав запись исполнения своего оркестра, попросил студию звукозаписи наложить поверху дыхание мужского хора. Поначалу компания отказывалась, сочтя просьбу дирижера капризом, но потом все-таки выполнила ее – и музыка, на фоне которой едва слышно дышал мужской хор, зазвучала совершенно по-другому, словно бы наполнилась жизнью. Именно вот так «надышать» у музыкантов и получилось.

«В записи нужно учесть много нюансов, – рассуждает Юрий Богатенков. – Это не просто сесть и сыграть. У нас с Владимиром разные манеры исполнения, и очень важно, чтобы в песне Шахрин остался Шахриным, а я – Богатенковым». Волнения Юрия понятны: опыт звукозаписи у гостя из Екатеринбурга несравнимо больше. В этом и плюс работы с такими музыкантами, но в этом же и минус, потому что они не всегда могут уловить иное видение, принять его, понять задумку автора. Однако в работе над этой песней такого не произошло: самобытность обоих исполнителей сплетается в простой и понятный, как говорят сами исполнители, народный узор.

«В народности музыки нет ничего плохого, – рассказывает Шахрин. – Я считаю, что только она является показателем успешности музыканта. И не важно, в каком жанре он играет: если его слушает народ, значит, он все делает не зря». При этом вовсе не значит, что музыкант должен вырасти на фольклоре. По мнению Владимира, любой музыкант должен слушать много музыки, чтобы вбирать в себя различные стили, манеру подачи самых разноплановых исполнителей. Из этого потом и вырастает самостийность, оригинальность.

«Хотя каждый музыкант самобытен, все равно в нем чувствуется схожие нотки с кем-то еще, – подметил Юрий Богатенков. – Например, Шахрина одно издание назвало уральским Бобом Диланом, но я бы сказал, что Шахрин – уральский Брюс Спрингстин. Они и внешне похожи, и по манере исполнения, и по способу построения текстов, и оба – выходцы из простого народа, такие работяги».

В ответ Владимир тоже подыскал Юрию музыкальное отражение. Им оказался Нил Янг, канадский гитарист и исполнитель песен, написавший музыку к кинофильму «Мертвец». Такое меломанское сравнение неспроста всплыло в памяти Шахрина. Как он сам рассказывает, в 80-е, да и в 90-е тоже Челябинск был более меломанским городом, нежели Свердловск. «Здесь всегда много слушали, слушали разную музыку, редкую музыку, которую было практически не достать, – вспоминает он. – А в Свердловске музыканты пытались больше играть. В конце концов это и принесло свои плоды, хотя долю везения списывать со счетов тоже не стоит. Нам повезло в том плане, что у руля тогдашнего свердловского Рок-клуба стоя Николай Грахов. Он сразу увидел, как должно происходить развитие, и шел этим путем. К чему это привело, мы видим сейчас».

Юрий Богатенков же несколько иначе истолковывает тот факт, что свердловские группы нашли свой путь к слушателям страны, а челябинские – нет. «У нас в Челябинске мало кто занимался музыкой профессионально. Мы все работающие люди, выкраивали время на репетиции между сменами, рабочими буднями, – объясняет он. – Возможно, мы не нашли в себе смелости рискнуть всем и заниматься только музыкой. А свердловчане рискнули. И многим жертвовали ради этого, ведь почти у всех были семьи, маленькие дети, работа. Все это нужно было отодвинуть на задний план».

Теперь же те, кто однажды рискнул и пошел ва-банк, риска не боятся и с удовольствием участвуют в новых проектах с другими музыкантами – молодыми и не очень. Каким получился этот творческий коктейль, мы скоро узнаем – когда закончится сведение и финальная обработка записанного материала. А там и до нового альбома «Резинового дедушки» рукой подать.

Фото: Григорий СОТНИКОВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем